Новости

03 сентября 2015
Карельское землячество в гостях у "Вечерней Москвы"
2 сентября в прямом эфире Интернет-вещания газеты "Вечерняя Москва" в рамках проекта "Народы Москвы" состоялась встреча с членами Карельского землячества. Обсуждались темы культуры, этнографии, истории...
01 сентября 2015
Интервью с Дорит Голендер
В свежем номере международного журнала "Работница" опубликован материал Натальи Лайдинен, рассказывающий о жизненном пути, карьере, семье теплого и доброго человека, прекрасной женщины - Посла Государства...
27 августа 2015
"Училка": по следам кинопремьеры
Вчера в "Комсомольской правде" состоялся премьерный просмотр кинокартины Алексея Петрухина «Училка» и дискуссия по поводу современной школы. По признаниям самого режиссера, фильм снимался практически...
09 августа 2015
Любивший небо
Сообщили страшную новость: вчера над Истрой в воздушной аварии погиб мастер спорта международного класса, чемпион мира по мотопарапланерному спорту, замечательный открытый человек Вадим Бухтияров. Трагедия...
01 августа 2015
Савелий Хенкин о профессии врача
В свежем номере международного журнала "Алеф" опубликован материал Натальи Лайдинен, рассказывающий о жизненном и профессиональном пути известного карельского врача, ветерана Великой Отечественной войны...

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 |

27 августа 2015

Вчера в "Комсомольской правде" состоялся премьерный просмотр кинокартины Алексея Петрухина «Училка» и дискуссия по поводу современной школы.

По признаниям самого режиссера, фильм снимался практически с «нулевым» бюджетом, исключительно на энтузиазме актеров и членов творческой команды, объединенных общей идеей. Роли школьников исполнили самые обычные подростки, которые тоже ходят в школу, ежедневно сталкиваясь с ситуациями и проблемами, раскрытыми в фильме. Главную роль «старорежимной» пожилой учительницы Аллы Сергеевны, переживающей личный и коллективный катарсис со своим подопечным одиннадцатым классом, исполнила актриса Ирина Купченко, Народная артистка РСФСР, лауреат многочисленных кинематографических премий и государственных наград. На кинофестивале «Окно в Европу-2015» в Выборге И.Купченко была удостоена Главного приза конкурса игрового кино – «За безупречное мастерство, за достоинство и честность». Помимо этого фильм получил премию «Золотая ладья» в номинации «Выборгский счет» - высшую оценку как жюри, так и зрителей фестиваля. Кинодрама сразу вызвала сильный общественный резонанс: нашлись те, кто счел происходящее на экране точным отражением реальности, другие увидели в картине множество нарочитых художественных приемов и сценических преувеличений. В любом случае, равнодушных не осталось.

В чем же суть событий, представленных в фильме, почему они глубоко затрагивают и заставляют задуматься? Прежде всего, с первых минут налицо острый конфликт поколений: «возрастной», воспитанный советской системой и русской классической литературой педагог «традиционной» формации практически утрачивает контакт с современными школьниками, жизнь которых сосредоточена в гаджетах, а среди главных интересов учеба не числится. Этих эгоистичных, «продвинутых» тинэйджеров не заставишь по старинке соблюдать дисциплину во время занятий и прилежно зубрить уроки: они отлично осведомлены о своих правах, превыше всего ставят свободу собственной личности (даже не понимая, к сожалению, что это такое), при этом игнорируют выполнение своих обязанностей. Подростки жестоки, агрессивны и амбициозны, для них не существует авторитетов среди ровесников или взрослых. Да и сама школьная система уже совсем не та, что прежде: вместо учебного процесса – «образовательные услуги», зачастую – платные, директор школы в большей степени – менеджер, чем преподаватель и воспитатель, а многообразие источников информации зачастую не позволяет отличить правду от лжи, уроки истории превращаются в беспощадные споры, в которых не бывает победителей.

По признанию Ирины Купченко, во многом она согласна с героиней фильма, которая не может принять существующий порядок вещей, школьную атмосферу разобщенности и озлобления, бессмысленность времяпрепровождения подростков. Каждый раз закаленная многолетним опытом учительница вступает в класс как на поле боя, потеряв интерес к преподаванию и смертельно устав от конфликта с детьми и самой собой. Фильм ставит очень серьезный вопрос о том, в какой момент свобода ученика переходит в безнаказанность, а девальвация роли педагога приводит к кризису общения с учениками и становится препятствием для учебно-воспитательного процесса.

Самолюбивые школьники из «Училки», погруженные в мир компьютерных технологий, не интересуются жизнью и людьми, не слышат окружающих и не чувствуют их боль, не заинтересованы в восприятии учебной информации. Они цинично воспроизводят мнения, которые их родители высказывают на кухнях, изначально подвергают альтернативные суждения сомнению и отрицанию, все чаще идентифицируют себя с Интернет-аватарами или представителями животного мира. Деньги и успех у противоположного пола становятся значимее любых других стремлений, по крайней мере – для большинства. А оставшиеся в меньшинстве становятся изгоями, которых высмеивают, «гнобят» и отторгают.

Во время дискуссии, состоявшейся после премьеры фильма, приглашенные школьники одиннадцатых классов подтверждали, что образы, представленные в картине, соответствуют действительности, хотя реальность не всегда бывает таковой. В любой школе встречаются ребята, которые приходят в класс именно учиться, а не «сачковать», не сквернословить, не кичиться модной одеждой, прической или «навороченным» телефоном. А вот отсутствие ценностных ориентиров, позитивных примеров, пугающее воздействие СМИ являются типичными явлениями для подростков из многих регионов России.

Режиссер «Училки» намеренно создает на экране предельно острую ситуацию, при которой под дулом пистолета проявляются все лучшие и худшие качества героев картины. Педагог и подростки один за другим начинают кричать о наболевшем, искать и находить то, что их действительно задевает. Переломный момент – вопль о «нелюбви», который буквально пронизывает не только фильм, но и современное российское общество в целом. Лишь взглянув в лицо смерти, каждый из присутствующих в классе делает свой нравственный выбор, начинает постепенно раскрываться, сбрасывая маски. И оказывается, что под страшными личинами – талантливые и ранимые дети, которые просто не знают себя и не могут понять, куда и к чему им стремиться, поскольку модные журналы, амбиции взрослых, телевидение и Интернет разрушают их сознание, наполняют чужими суррогатными образами и толкают на нечеловеческие поступки.

Помимо влияния школы, педагогов и сверстников исключительно важна в жизни школьника роль родителей. Сегодня порой сами представители старшего поколения абсолютно дезориентированы, потеряны, не имеют собственного мнения и лица, являются проводниками разрушительных идей. В результате этого в семье тоже не создается положительных примеров и вариантов жизненного развития. А ведь именно дома, в общении с близкими, изначально формируются черты личности, закладывается потенциал для реализации способностей и намечаются возможные жизненные пути.

Можно много говорить о патриотизме, но если в семье ребенок не чувствует любви, лишен доброго доверительного общения с родителями, он замыкается, никакие школьные занятия не смогут заменить ему живого тепла близких. Роль семьи и педагогов в воспитании юного человека – еще одна значимая тема, затронутая в фильме. В этом вопросе невозможно переложить ответственность только на родителей или, наоборот, исключительно на образовательное учреждение – должны прикладываться совместные усилия, чтобы вложить в человека систему глубоких морально-нравственных, духовных ценностей, которая не пошатнется от дуновения ветров времени, а сможет подобно иммунитету сохранить личность от дурных влияний. Необходимо своим примером показывать, что есть что, вдохновлять и направлять подрастающее поколение.

Очень силен и показателен эпизод, когда одиннадцатиклассники, вслед за педагогом, начинают наизусть читать стихотворение тонкого лирика Н.С.Гумилева. Поэзия, музыка, искусство – то, что объединяет и поднимает людей над ливнями и суетой окружающей реальности. Без проникновения в сокровищницу человеческой мудрости, освоения багажа российской и мировой культуры ребенок не сможет стать достойным гражданином, широко развитым и просвещенным. Лишенный духовного начала индивид постепенно ожесточается, в результате чего опасной «зоной» для него становится сначала школа, а потом и вся страна.

Огромную роль в формировании «повестки дня» общества, как показано в фильме, играют СМИ. Для поднятия рейтинга программ, обеспечения внимания зрительской аудитории недобросовестные журналисты апеллируют зачастую к самым низким эмоциям человека, не гнушаются откровенно «жареными» и подтасованными фактами, создают шоу даже из трагедии, что способствует усилению агрессивных настроений в обществе, росту общего уровня проявляемой и потенциальной жестокости.

Так может быть, не стоит дожидаться опасных кризисов, а стараться ежедневно больше уделять внимания душе каждого ребенка в семье и школе, стремиться открыть ее, развить, посеять добрые зерна, настроить юного человека на творческий, созидательный лад?.. Ведь ради того, чтобы в будущем мире наступило качественное изменение, исправление мы все живем и трудимся на земле, воспитываем новые поколения, наполняем смыслом и любовью каждый день нашей жизни. Привить ребенку вкус к учению и личному росту, помочь осознать и проявить себя в разных направлениях, научить различать добро и зло, открыть свою дорогу в жизни, обрести подлинных Учителей и глубокие знания – общая задача семьи, школы и всего российского общества.

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker