Женская поэзия

Биллури Окума

Оригинал материала находится по адресу:
gender.aznet.org/Libstat.htm


Указ Президента Азербайджанской Республики

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.



Азербайджанская женщина своей волей и великодушием, чистотой и верностью играла исключительную роль в жизни нашего общества, формировании системы национально-нравственных ценностей нашего народа. В образцах народного творчества, в наших древних преданиях и дастанах дано художественное отражение прекрасных женских образов, отличающихся высокой нравственностью. Женские образы «Китаби-Деде Горгуд», являющегося основополагающей книгой нашей нравственности, и сегодня служат своими достоинствами торжеству человеческих идеалов.

Азербайджанская реальность дала поэтам и мыслителям богатый исторический материал для восхваления женщины как источника жизни и воплощения мудрости. Гениальный Низами создал в своих произведениях образы таких женщин-повелительниц, как Мехинбану и Нушаба, легендарной Фитне и семи красавиц. Мавзолей Момине хатун, возведенный выдающимся архитектором Аджеми Нахчывани, является не только величественным памятником архитектуры, но и ярким проявлением почтения нашего народа к женщине. В период средних веков, ставших важным этапом в развитии азербайджанской культуры и науки, деятельность азербайджанских женщин служила сохранению и обогащению национально-культурных традиций нашего народа. Поэтические меджлисы Мехсети Гянджеви, одной из видных представительниц поэзии XII века, прославили имя азербайджанской женщины далеко за пределами Родины.

Имена политических и государственных деятелей, матерей, жен, дочерей правителей Азербайджана в нашей истории средних веков, таких как Гатиба ханым - жена Гызыл Арслана, Мехрджан ханым - жена Узбек хана, Сара хатун - мать Узун Гасана, Мехинбану - дочь шаха Исмаила Хатаи, Пери ханым - жена Ширваншаха Халилуллаха, Хейранса Бейим - мать Шаха Аббаса, легендарной Тути Бике и других вспоминаются с большим почтением.

XIX век характеризуется в жизни Азербайджана активностью и большими творческими успехами женщин. В этом смысле привлекает внимание творчество Хуршуд Банну Натаван, Ага Бейим Ага Аджеми, Гончебейим, Фатмя ханым Кямины, Шахнигяр Гарабаги и других. Политические, экономические и культурные процессы, происходящие в Азербайджане с этого столетия, дали мощный импульс просвещению женщин и более активному участию их в общественной жизни. Создание светского театра, демократической печати и школ на родном языке, школ для девушек и женских гимназий открыло новые горизонты для всестороннего развития азербайджанских женщин. В этот период, наряду с просветительством, важное место в обществе занимала благотворительность. Созданные Говкар ханым Гаджар, Гамидой ханым Джаваншир, Нигяр ханым Шихлинской, Месьмой Ханым Талышинской, Салтанат ханым Ахмедовой и другими женские благотворительные общества проводили большую работу. Величественный памятник того периода - мечеть Тазапир - также был построен Набат ханым Ашурбейли-Рзаевой как одно из этих благотворительных мероприятий. Как логический результат этой работы впервые в нашей истории женщине было предоставлено право избирать и быть избранной.

В годы советской власти азербайджанская женщина также прошла чрезвычайно сложный и славный путь. Главными достижениями того периода являются эмансипация женщины, ликвидация в кратчайшие сроки неграмотности среди женщин, приобщение женщин к специальности учителя, врача, инженера и поэта и обладание равными с мужчинами правами в обществе, возможность реализации своего таланта и умений.

1921 год вошел в историю Азербайджана как год первого съезда женщин. Основную цель этого съезда, на котором с докладом выступил Нариман Нариманов, составили идеи освобождения женщины. За короткий после съезда период была проделана большая работа в области просвещения азербайджанских женщин, роста общественной активности. Институт дошкольного воспитания, созданный для девочек в 1921 году, годом позже преобразовался в Высший женский педагогический институт. Первый женский клуб, созданный по инициативе Джейран Байрамовой, сыграл важную роль для развития женского движения в этот период. Начало издания журнала «Шарг гадыны» в 1923 году стало знаменательным событием в истории женского движения в Азербайджане.

Вторая мировая война дала импульс к более широкому привлечению женщин к труду. Мужчин, ушедших на фронт, в ряде отраслей заменили женщины. В этот период появились летчицы Лейла Мамедбекова, Зулейха Сеидмамедова, Сона Нуриева, капитаном судна стала Шовкет Салимова. В военный период наши женщины отважно сражались на передовой, демонстрировали трудовую доблесть, самоотверженность в тылу. Все это - незабываемые страницы истории женского движения в Азербайджане.

Успехи азербайджанских женщин в годы советской власти в областях науки и культуры являются весомым доказательством, свидетельствующим об их большом таланте и трудолюбии. Искусные мастера театральной сцены Марзия Давудова, Фатма Гадри, Окума Гурбанбва, Муннавер Калантарли, Барат Шеюшская, Лейла Бадирбейли, Насиба Зейналова, Шафига Мамедова, Амалия Панахова, звезды азербайджанского балета Гамер Алмасзаде, Лейла Векилова, Рафига Ахундова, наши любимые певицы Шовкет Мамедова, Агигат Рзаева, Шовкет Алекперова, Сара Гадимова, Рубаба Мурадова, Фатма Мехралиева, Тукезбан Исмаилова, Зейнаб Ханларова, наши видные композиторы Агабаджи Рзаева, Шафига Ахундова, Фирангиз Ализаде.

Наши выдающиеся женщины художницы Ваджия Самедова, Рейхам Топчибашева, Гюлли Мустафаева, Эльмира Шахтахтинская, Марал Рахманзаде внесли свой огромный вклад в развитие нашей национальной культуры. Женщины - поэты и писатели Азербайджана Нигяр Рафибейли, Мирварид Дильбази, Медина Гюльгюн, Окума Биллури, Азиза Джафарзаде, Ханымана Азизбейли также оставили неизгладимые следы в истории развития азербайджанской литературы.

Съезды женщин Азербайджана, проведенные в советский период в 1957-м, 1967-м и 1972 годах также сыграли важную роль в развитии азербайджанского женского движения, приобретении им более организованной формы.

В XX веке азербайджанские женщины прошли за короткий срок путь развития, равный столетиям. Произошли коренные изменения в их позиции в обществе, общественной жизни, в семье.

Стереотипы, сформировавшиеся в советский период, наряду с достигнутыми успехами, в ряде случаев не учитывали национальных и традиционных особенностей, качеств присущих женщине. В советской концепции о решении женских вопросов и женском развитии ряд факторов оставался без внимания. Форма, показатели занятости раздувались, забывались качество труда, соответствие этого труда внутренним потребностям женщины и возможность женщины выразить свой потенциал в труде.

Азербайджанские женщины находились в первых рядах борцов, идущих по пути независимости. Женщины наравне с мужчинами участвовали в сложных процессах, происходящих в республике с 1988 года. 19-20 января 1990 года среди жертв кровавой трагедии, учиненной советскими войсками в Баку и других городах и районах республики, были и женщины. Национальные герои Азербайджана - журналист Салатын Аскерова и врач Гюльтекин Аскерова, погибшие на карабахском фронте, стали символом самоотверженности нового периода. Среди около миллиона граждан Азербайджана, насильственно изгнанных от своих родных очагов в результате оккупации армянскими агрессорами 20 процентов территории Азербайджана, немало женщин. Основные проблемы, вызванные последствиями карабахской войны, в том числе тяготы жизни беженцев и переселенцев, главным образом легли на женщин-матерей, сестер, невест. Азербайджанские женщины, постоянно призывающие к миру, спокойствию, в ходе происходящих сложных общественно-политических процессов в республике всегда выступали с позиции национальной государственности.

Принятая в 1995 году первая Конституция независимой Азербайджанской Республики закрепила равные права женщин и мужчин создало правовую базу их активного участия в процессе демократического государственного строительства.

Воспользовавшись происходящими в нашем обществе процессами демократизации, женщины за короткое время создали женские организации, соответствующие требованиям нового периода. Женские организации, осуществляющие деятельность в общенациональном масштабе, отмечают в качестве своей главной цели, улучшения положения женщины в Азербайджане, решения ее социально-экономических проблем и другие вопросы. И сегодня формируется новые и новые женские организации, а существующие организации расширяют свою сеть, сферу деятельности.

В период подготовки к 4-ой Всемирной женской конференции, состоявшейся в 1995 году в Пекине, действующий в Азербайджане Национальный комитет женщин подготовил и представил на Пекинскую конференцию общенациональный доклад. После конференции прошли обсуждения и конференции, связанные с общенациональной платформой деятельности. Присоединившись 30 июня 1995 года к конвенции ООН « О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Азербайджанская республика взяла на себя соответствующие обязательства. В течении пяти лет, прошедших после Пекинской конференции, проделана большая работа в деле осуществления принципов и рекомендаций, отмеченных в ее документах, и соответствующим структурам ООН представлены отчеты об этом.

Статистические данные, полученные в связи с выполнением Указа относительно представления женщин в различных сферах жизни республики, отдельных министерствах, учреждениях и компаниях, в системе государственного управления в целом показали, что лишь 5 из более чем 80 глав исполнительной власти городов и районов республики-женщины и даже в государственных структурах и различных профессиональных сферах, где большинство работников составляют женщины, они чрезвычайно слабо представлены на тех позициях, где принимаются решение. В городах и районах 5 отделов образования и 8 отделов здравоохранения, где подавляющее большинство работников - женщины, возглавляют женщины.

Принимаемые в Республике на различных уровнях законодательные акты, решения и резолюции, в частности решения, принимаемые в Кабинете Министров, отдельных Министерствах и управлениях, зачастую не проходят экспертизу с точки зрения требований тендерной политики. Период после восстановления Азербайджаном своей государственной независимости поставил перед женщинами новые цели и задачи. Становление рыночной экономики, проводимые в различных отраслях нашей страны реформы, работа, осуществляемая в деле повышения активности граждан в формировании гражданского общества, требуют повышения роли женщин в обществе. В этой связи следует отметить, что предоставленные женщинам равные права зачастую не реализовываются в силу отсутствия реальных равных возможностей.

Необходимость решения проблем женщин была отмечена на состоявшемся 25 сентября 1998 года I съезде женщин Азербайджана. Съезд, продемонстрировавший, что в ходе происходящих в республике сложных общественно-политических процессов азербайджанские женщины всегда выступают с позиции национальной государственности, показал, что еще многое предстоит сделать в деле повышения роли женщин в обществе. В целях практического обеспечения равноправия женщин с мужчинами, в частности представления их в системе государственного управления на необходимом уровне постановляю:

1. Во всех государственных структурах Азербайджанской Республики с учетом вида деятельности обеспечить представление женщин наравне с мужчинами на руководящих уровне.

2. Государственному комитету по статистике совместно с Государственным комитетом по проблемам женщин подготовить статистическую информацию о положении женщин в республике, отвечающую международным стандартам.

3. Поручить Кабинету министров:

- Обеспечить в работе, осуществляемой в рамках проводимых в стране экономических реформ, создание равных с мужчинами возможностей для женщин, руководствуясь требованиями гендерной политики;

- В целях обеспечения занятости женщин-беженцев и вынужденных переселенцев подготовить и осуществить программу обеспечения их соответствующей работой;

- В целях усиления защиты прав женщин и внесения в законы Азербайджанской Республики соответствующих изменений и дополнений проанализировать действующее законодательство и дать предложения;

- Ежегодно до 1 марта представлять Президенту Азербайджанской Республики доклад о ходе выполнения настоящего Указа;

- Решить другие вопросы, вытекающие из настоящего Указа.



ГЕЙДАР АЛИЕВ, ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Баку, 6 марта 2000 года.

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker