Женская поэзия

Бухарова (Казина) Зоя

Статья подготовлена с использованием источников:
feb-web.ru/feb/esenin/texts/e74/E74-323-.htm
esenin.niv.ru/esenin/darstvennaya-nadpis/darstvennaya-nadpis-33.htm



С.Есенин познакомился с Зоей Бухаровой в ноябре-декабре 1915 года. Он хорошо знал ее лирику. Свои впечатления о знакомстве с Есениным и его стихами З.Бухарова описала в статье «Новые пути русского искусства», опубликованной 11 июня 1915 года в газете «Петроградские ведомости», в которой отмечала, что «у Есенина много стихов, и все они на те же родные поэту темы, и все они - безупречно легки и музыкальны… Стихи его очаровывают, прежде всего, своею непосредственностью: они идут прямо от земли, дышат полем, хлебом и даже более прозаическими предметами крестьянского обихода».

Сергей Есенин посещал квартиру З.Бухаровой, был близким другом. К молодому поэту все ласково обращались по имени «Сергуня». 4 ноября 1915 года в «Петроградских ведомостях» З.Бухарова опубликовала отзыв о состоявшемся 26 октября 1915 года вечере литературно-художественного общества «Краса», в котором отметила, что в «Миколе» С.Есенина «живет, дышит, колышется вся до последней черточки наша деревня, с мудро-детскими верованиями, исконно-благолепной обрядностью, языческой, природной непосредственностью, трудовым потом и праздничным разгулом».

Есенин одной из первых вручил З. Бухаровой свою «Радуницу» (СПб, издатель М. В. Аверьянов, 1916):
с дарственной надписью на авантитуле: «Дорогой Зое Дмитриевне Бухаровой с любовью и искренним расположением Сергей Есенин. 31 января 1916 г.Петроград». Книга хранится в коллекции Павла Пропалова, коллекционера литературных раритетов. Живет в г. Вязьма Смоленской области.

В журнале «Нива» (Ежемесячное литературное приложение. № 5. Май. 1916 ) Зоя Бухарова опубликовала рецензию, в которой отмечала, что Есенин прежде всего «лирик и художник родного быта», что «мыслитель в нем только еще намечается, но намечается своеобразно, чутко, истинно народно». По ее мнению, «у Сергея Есенина есть, несомненно, будущее. Но он должен твердо держаться принятого пути, не увлекаться опасными модными течениями, погубившими уже столько свежих дарований».

В дальнейшем Бухарова и Есенин не встречались. В 1918 году под псевдонимом Фома Верный в газетах Зоя Бухарова опубликовала отзывы на поэтические сборники «Избяные песни» и «Красный звон», в которых участвовал С.Есенин.

1. С.А.Есенин. ПСС. УП (3), с.578 (указатель). 2. Летопись-1, с.722 (указатель). 3. «Радуница», 2, , с.68 – 72.. 4. Карохин Л. Забытое имя: Зоя Бухарова. – «Мир Есенина». Специальный 8-й выпуск Совета Музея С.Есенина в Ташкенте. 1993, декабрь, с.7.


В рецензии на один из поэтических сборников Есенина, подписанной инициалами «З. Б.» ‹Зоя Бухарова›, отмечалось: «Сергей Есенин музыкален и красочен. Он лирик и художник родного быта. В последнем отношении интересны пьесы: «Калики», «Поминки», «Дед», «В хате» и др.» (1916, № 5, май, стб. 149).

В прижизненном собрании сочинений Сергея Есенина в разделе "Маковые побаски", где среди других стихотворений напечатаны «Вечер» («На лазоревые ткани...»), а также «Белая свитка и алый кушак...», «Девичник», входящие в этот том, критик Зоя Бухарова писала: «Особенно характерны для молодого поэта его «Маковые побаски» ‹...›, где так ярко зарисована жизнь деревни в ее праздниках, труде, обрядности, где ласковые, свежие строки, при всей их внешней легкости, обвеяны дымкой кроткой, не вполне еще осознанной чисто славянской грусти» (Н.— прил., Пг., 1916, № 5, май, стб. 149).

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker