Женская поэзия

Браунинг Элизабет Баррет (Elizabeth Barrett Browning)

Оригинал материала находится по адресу:
http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_tev53

ТЕККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям Мейкпис (18 июля 1811, Калькутта — 24 декабря 1863, Лондон), английский писатель.

Карандаш пародиста

Рано оставшись без отца, занимавшего скромную должность в Вест-Индской компании, Теккерей быстро растратил маленькое наследство, и его всю жизнь преследовал комплекс неудачника. Этому способствовала и семейная драма: женившись совсем молодым, Теккерей вскоре остался с двумя дочерьми на руках — их мать постигло неизлечимое душевное расстройство. Пожизненная любовь к жене близкого друга не нашла взаимности, оставив след в стихах, наименее известной части наследия Теккерея.

Наделенный несомненным дарованием рисовальщика, в юности он мечтал о карьере графика. В 1836, еще не располагая известным именем, Теккерей предложил Ч. Диккенсу свои услуги иллюстратора «Записок Пиквикского клуба», но, взглянув на пробные рисунки, Диккенс увидел, что получается пародия на его текст. Отношения между двумя писателями и в дальнейшем оставались натянутыми, едва не приведя к дуэли из–за пустячного повода. Примирение состоялось незадолго до кончины Теккерея, на которую Диккенс откликнулся прочувствованным некрологом.

Как писатель, Теккерей начинал сатирическими очерками и пародиями, одна из которых высмеивала диккенсовский роман «Приключения Оливера Твиста». Нравы преступной среды, не оказавшие воздействия на Оливера, изображены Теккереем без оттенков сентиментальной романтики. Его исходный и неизменный творческий принцип определен им самим: «Видеть все как есть».

Сатирик и «романист воспоминаний»

«Записки Барри Линдона» (1844), которыми Теккерей дебютировал как романист, обнаружили его интерес к 18 веку, оказавшийся пожизненным. Написанная в форме мемуаров авантюриста, снискавшего славу английского Казановы, эта книга принадлежит искусству сатиры, как и другие произведения, где использован принцип героя-марионетки в руках автора-кукольника. Однако с ходом лет этот принцип усложнялся, уступая место идее внутренней логики характера, не подчинявшегося авторской воле («Персонажи сами ведут меня, а я лишь следую их указке»). Эта идея главенствует и в романах о современности («Ньюкомы», 1855), и в дилогии на материале событий 18 века («История Генри Эсмонда»,1852, продолженная «Виргинцами»,1857-59, где действие перенесено в Америку, охваченную Войной за независимость).

В этих книгах Теккерей стремится к максимально точной реконструкции психологии и жизненного распорядка людей, не принадлежащих ни к политической, ни к интеллектуальной элите. Однако именно они показаны как истинные исторические герои, поскольку их усилиями свершаются все важные общественные события, а сами они постоянно чувствуют груз истории на своих плечах. Дилогия закрепила за ее автором славу «романиста воспоминаний».

«Ярмарка тщеславия»

Самое известное произведение Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1848; в прежних русских переводах заглавие передано более точно — «Базар житейской суеты») также обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн. Воссоздавая судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям, Теккерей добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттеняют друг друга. Роман, представляющий собой достоверную картину английского общества изображаемого времени, затрагивает сложную этическую проблематику. Она связана с духовным самоопределением личности в условиях, когда доминирует все «суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства».

Пристрастный суд

Теккерей пользовался признанием как выдающийся прозаик, но не снискал любви современников и потомков. Поэтесса Элизабет Браунинг выразила преобладающее мнение, написав в 1849 о «Ярмарке тщеславия»,что это «очень умно, производит сильное впечатление, но жестоко по отношению к природе человека». Почти ту же мысль высказал в 1856 Л. Н Толстой: «Гоголь и Теккерей верны, злы, художественны, но не любезны». Эту «жестокость», которую справедливее было бы назвать выверенностью и точностью суждений, по–настоящему оценил лишь 20 век.

Жизнь Теккерея была заполнена непрерывной журнальной работой, поездками по Англии и США с чтением лекций и отрывков из собственных произведений — изнурительным трудом, рано сведшим его в могилу.

 

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker