Женская поэзия

Гольдберг Леа(Лея) (לאה גולדברג) (Lea Goldberg)

Оригинал материала находится по адресу:
www.philatelia.ru/classik/plots/?more=1&id=2630



Гольдберг Леа
(1911–1970)

Гольдберг Леа (1911–1970)

Израильская поэтесса, литературовед и критик. Писала на иврите. Раннее детство провела в России. В 1918 переехала с семьей в Ковно, где училась в ивритской гимназии. В 1926 впервые опубликовала свои стихи, а в 1928 поступила в университет. С 1931 слушала лекции по семитским языкам и философии в Берлинском университете, в 1932–1933 — в Боннском университете, который окончила со степенью доктора философии. В Израиле с 1935. Жила главным образом в Тель-Авиве. Примкнула к литературной группе модернистов «Яхдав», которую возглавлял Шлёнский, оказавший Гольдберг помощь в подготовке к изданию первого сборника ее стихов «Кольца дыма» (1935).

Гольдберг выступала как театральный критик, с 1949 — литературный консультант театра «Хабима». С 1952 до конца жизни возглавляла в Еврейском университете созданное ею отделение сравнительного литературоведения. Была членом-корреспондентом Академии языка иврит (с 1959 года).

Поэтические произведения Гольдберг, составляющие основную часть ее многогранного творчества, написаны в стилевой манере, которая сложилась в среде молодых еврейских поэтов подмандатной Палестины. Язык ее произведений, несмотря на его смысловую символику, несложен и доступен. Ее образы, ритмы и рифмы, на первый взгляд обыденные, поражают необычайной свежестью. Поздняя поэзия Гольдберг приобретает еще большую простоту и прозрачность, что вызвано стремлением поэтессы к прямому и непринужденному выражению лирического переживания. В отличие от большинства своих современников, Гольдберг не писала стихов на злободневные сюжеты и редко касалась еврейских тем. Лишь в годы II мировой войны она выразила свои чувства в произведении, посвященном еврейской тематике — «Из моего старого дома» (1944). Тяготея прежде всего к полноте художественного самовыражения, Гольдберг писала о детстве, природе, любви (большей частью безнадежной и несбыточной), об увядании и смерти. Вершина поэтического мастерства Гольдберг — цикл сонетов «Любовь Терезы дю Мён» (1956). Безупречные по форме сонеты написаны от имени стареющей аристократки XVII века и посвящены невысказанной любви к молодому воспитателю ее детей. Живость и простота языка, занимательность и искрящийся юмор отличают стихи и рассказы Гольдберг для самых маленьких, пользующиеся большой любовью израильских детей.

Два самых крупных прозаических произведения Гольдберг «Письма из мнимого путешествия» (1937) и «И он тот светоч» (1946) в основе своей автобиографичны. Первое из них, связанное со сравнительно поздним периодом жизни автора, является своеобразной интерпретацией элитарных взглядов Гольдберг на искусство. Действие второго происходит в Литве. Его героиня — легко ранимая студентка, утверждающая свою индивидуальность в борьбе с постоянным чувством внутренней неуверенности, которое внушает ей психическая неполноценность ее ближайших родственников.

Гольдберг была широко эрудирована в европейской литературе, но свою исследовательскую работу связала главным образом с русской классикой. Ею написаны монография «Единство человека и мироздания в творчестве Толстого» (1959) и сборник статей о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тургеневе, Герцене и Чехове под общим названием «Русская литература XIX века» (1968). Теории поэзии, проблемам метрики, рифмы и символа посвящена книга Гольдберг «Пять глав об основах стихосложения» (1957).

Перу Гольдберг принадлежат многие переводы европейской классики на иврит. В их числе «Война и мир» Льва Толстого (1958), рассказы Чехова (1945), «Детство» Горького (1943), несколько пьес и сонетов Шекспира (1957), избранные сонеты Петрарки (1957), «Пер Гюнт» Ибсена (1958), старофранцузская повесть «Окассен и Николет» (1966). Вместе со Шлёнским Гольдберг редактировала антологию переводов русской поэзии на иврит (1942). В последние годы жизни Гольдберг увлеклась изобразительным искусством и выполняла иллюстрации к некоторым своим книгам. Неопубликованные стихотворения поэтессы вошли в посмертный сборник «Уцелевшее от жизни» (1971).

 

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker