|
 |
 |
 |
|
Сафо (Псапфа)(Sappho)
Оригинал материала находится по адресу:
www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_35/alm_35_286-297.pdf
Однажды Пегасу попала шлея под хвост. Шлея — это часть конской
упряжи, которая удерживает на месте хомут. Встав на дыбы, Пегас обру
шился на первого попавшего на пути старика, серьезно забив ему причин
ное место.
На беду, старик оказался основоположником психоанализа. Путь —
тропой вдохновения, а Пегас — пристяжным конем в колеснице муз, тех
самых, которые долго объезжали стороной старика, игнорируя его прось
бу покататься на Пегасе.
В отместку музам он и заявил, что женщины — это кастрированные
мужчины, а побудительные причины каждого их действия, бездействия и,
конечно, стремления к замужеству, объясняются так называемой "penis
envy" — завистью к неотрезанным мужским гениталиям.
Это сногсшибательное заявление, несмотря на то, что его автору так
и не удалось оседлать Пегаса, уже второй век репрезентует нашу фалло
центрическую цивилизацию.
Но фрейдовская логическая цепочка: "Женщина хочет замуж; муж
имеет фаллос; таким образом, посредством замужества женщина хочет до
быть себе фаллос", — на самом деле представляет собой софизм.
Софизмы — это короткие псевдологичные цепочки, которые убеди
тельно выдают за истину какойнибудь абсурд или нелепость. Еще прием
ный отец софистики Протагор признавал, что главное для софиста — не
истина, а практическая выгода, и потому он должен при помощи хитроум
ных уловок в рассуждении представить сильным любой слабый, но выгод
ный ему аргумент.
Например так: "Полупустое — это то же, что и полуполное. Если рав
ны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое — это то же,
что и полное". Соответственно, если полупенис есть то же, что и полуфал
лос, то пенис — это и есть фаллос. Так слово "фаллос" стало эвфемизмом
для обозначения пениса.
По латыни penis — это хвост. Хвост — это хоть и рудимент цивилиза
ции, но реальность. Фаллос же — это идея. Несбыточная для человечест
ва идея перпетуальной эрекции, обладающей особой магией и силой.
Элана*
Софизмы против сафизма
* Элана — литературный псевдоним Эланы Соколовой, прозаика и психолога. Одесситка,
она сейчас живет и работает в Вашингтоне. В Одессе вышла ее книга "Женщина: мессия
или миссия". Сейчас Элана работает над второй книгой, которая также будет
опубликована в Одессе.
287
Вначале фаллосом называлось изображение — нарисованное, высе
ченное в камне, вырезанное из дерева, — постоянной эрекции, то есть при
нятие желаемого за действительное. Так как наша цивилизация является
фаллоцентрической, то есть сконцентрированной на желаемом, а не на
действительном, то софистика, доказывающая тождественность пениса
фаллосу, не могла не польстить мужчинам.
Мужчины и софизмы нашли общий язык еще и потому, что подобное
тянется к подобному: если одни из них поверхностны — то и другие тоже
страшатся глубины. Одни из них кратки — и другие боятся длительности.
Одни из них сухи — и другие сторонятся эмоций. Одни из них обманчи
вы — и другие опасаются правды.
Но главное — одни блестят так, что помогают другим отзеркалить от
себя свою собственную зависть.
Чему же завидуют мужчины?
Новые психоаналитики открыли, что фрейдистские софизмы отражают
мужскую зависть не к способности женщин рожать, как считалось ранее
(процесс родов как раз не отличается в условиях фаллоцентризма завидной
привлекательностью), а к способности творить людей задолго до их зачатия.
По мнению биохимиков, на клеточном уровне будущий человек испы
тывает все химические реакции своей будущей матери на окружающий ее
мир. К моменту зачатия глубинное подсознание ребенка уже во многом
сформировано жизненным опытом матери, ее мыслями и чувствами,
людьми, с которыми она общалась, ее ритмами. У единоутробных сестер
и братьев схожая ткань подсознания, к которой отцовские хромосомы не
имеют никакого отношения.
Но они имеют отношение к другому. На ранней стадии эмбриогенеза
все зародыши обладают женским генитальным аппаратом: миниатюрны
ми яичниками, маткой и половыми губами с желобком по краям. Если они
продолжают развиваться вместе с зародышем, то зародыш становится де
вочкой. Если же они останавливаются в развитии и срастаются — то полу
чается мальчик. Следы сращения остаются у него в виде шва, который тя
нется через середину мошонки и промежности. Остановившаяся в разви
тии матка становится простатой.
Таким образом, не женщина является кастрированным мужчиной,
а мужчина — стерилизованной женщиной. И стерилизация эта происхо
дит на генном уровне благодаря отцовской хромосоме Y. В начале разви
тия зародыша именно она останавливает в развитии потенциальную дочь,
превращая ее в сына.
288
Таким образом, мужчина является остановившейся в развитии
женщиной.
В пчелином царстве остановившаяся в развитии личинка царицы стано
вится рабочей пчелой. Она строит соты, приносит с цветов нектар и пыль
цу, выкармливает детей, поддерживает чистоту в улье. Рабочая пчела живет
для царицы, а не стремится поменяться с ней местами, так как в природе нет
псевдологики. И потому у рабочей пчелы не вырастают крылья.
Но псевдологика дает крылья мужчине. Обиженный музами Фрейд
заявил: "Женщина жаждет получить фаллос, но в результате замужества
получает ребенка. Ребенок удовлетворяет жажду женщины, следователь
но, ребенок заменяет ей фаллос". Этот софизм кажется смешным, но он не
просто ставит фаллос на уровень человека, но и одушевляет его.
Без комментариев ясно, что никогда и нигде никакая мать не отождеств
ляла своего ребенка с фаллосом. Зато именно мужчина относится к пени
су как к дитяти, по причине неспособности создать настоящее дитя, чья
кровеносная система была бы связана с его собственной и чье тело произ
растало бы из его тела.
Эта неспособность дает ему ощущение пустоты и ущербности. Его
страшит, что, приблизившись, женщина увидит эту пустоту. И уйдет.
А страх быть покинутым женщиной восходит к первичным страхам бы
тия, когда ее присутствие означало тепло, пищу и жизнь, а отсутствие —
холод и смерть.
Мужчина не чувствует в себе перерождения, потому его страшит окон
чательность смерти. Чтобы не дать женщине увидеть его страх, он ста
рается не дать ей приблизиться, держит ее на расстоянии, не пускает
за возведенные им стены.
Или покидает ее первым.
Этим он сам лишает себя любви и становится "вещью в себе", изоли
рованной и одинокой. Эту вещь он с гордостью называет "настоящим
мужчиной", а свое глубинное одиночество — "мужественностью".
Мужественность — это искусственная псевдологичная конструкция
фаллицизма. В военное время она означает готовность убить человека.
В мирное — готовность убить его в себе. Эта конструкция заставляет муж
чин глубоко хоронить свои человеческие качества и эмоции, потому что
он ассоциирует их с другой искусственной псевдологичной конструкцией —
женственностью.
Женственность, согласно фаллицизму, это слабость. Слабость — это
недостаток. Так как все недостатки — это продолжения наших достоинств,
289
то на помощь опять приходит псевдологика, представляющая слабое
сильным, а сильное слабым.
Выражение "слабый пол" появилось в конце XVII в. — в эпоху корсе
тов, кринолинов и искусственных обмороков. С тех пор женственность
обязывает женщину быть не только глуповатой и беспомощной, но и неес
тественно одетой. Высокий каблук — это символ ее патриархального от
рыва от земли, то есть от природы.
Отрыв от природы называется цивилизацией. Цивилизация ставит
женщин и мужчин на не предназначенное им природой место. Она одари
вает Адама характеристиками Евы — смелостью, любознательностью, ак
тивностью, независимостью, логикой, решительностью, объективностью.
Неудавшихся женщин цивилизация меняет местами с фрейдовскими
нommes manques.
Однако, производя эту замену, она взваливает на мужчин груз, кото
рый они нести не в состоянии. Мужской организм не приспособлен
к перегрузкам цивилизации, его нервная система и психика страдают
от постоянных попыток быть тем, чем он быть не может.
От этого стресса он надеется спастись внутри женщины, в то же время
не пуская ее внутрь себя, чтобы не дать ей увидеть там его страх. И пото
му, ускользая от глубокого сближения с одной, он поверхностно сбли
жается со многими.
Мужскую гиперсексуальность объясняют тем, что его инстинкты со
времен приматов осталась чисторепродуктивными. Это объяснение —
очередной софизм. "Власть отцов" всегда стремилась свести все побуди
тельные причины человечества к репродукции, опуская человека до уров
ня одушевленного фаллоса.
Мужская гиперсексуальность — это отчаянная попытка доказать са
мому себе главный постулат фаллицизма: ценность фаллоса. Но доказа
тельство не приводит его к цели, потому что он пытается доказать ложный
постулат. Так как он доказывает ложный постулат, он "должен" доказы
вать его снова и снова.
Выбиваясь из сил, он развивает все больше неврозов и фобий; его пу
гает мир, потому что он "должен" его покорять. Его пугают женщины, по
тому что он "должен" их превосходить. Его пугают мужчины, потому что
он "должен" воевать с ними за место в иерархии. Его пугает эмоциональ
ность, потому что она ведет к правде, и больше всего его пугает правда, по
тому что она не на его стороне.
Правда же состоит в том, что фаллоса нет, а есть пенис, который на са
290
мом деле контролируется женщиной. И его обладатель, как и он сам, всю
жизнь чувствует необходимость состоять под ее контролем.
Каждый "настоящий мужчина" в глубине души отчаянно жаждет, чтобы
мудрая Мама заботилась о нем, позволив ему забыться в ее объятиях, и толь
ко играть, спать, кушать и пить — то есть "делать что хотеть" и не быть нико
му ничего должным. Мужчину тянет к женщинам потому, что в его глубин
ном подсознании остался импринт огромного защитного потенциала той,
внутри которой он созрел. С ее помощью он надеется спастись от невыноси
мого для него груза "мужественности" и стать самим собой.
В каждой новой женщине он ищет потенциальное спасение. И каждая
действительно по мере сил спасает его. Одна — несколько минут, другая —
несколько месяцев, но ни одна не может сделать этого навсегда. Потому
что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
С этим связаны все выдуманные мужчинами культы "спасителя": вот
придет, мол, некто — и спасет. А некто не приходит, потому что его нужно
спасать самого. Но на пути спасения мужчин от давящей их искусствен
ной мужественности встает искусственная женственность. И если жизнь
начинается задолго до зачатия, то девочки впитывают свой гендерный
стереотип не с молоком матери, а намного раньше — с ее биохимическими
внутриутробными коктейлями. И потом в процессе социализации они все
больше убеждаются в своей слабости и второстепенности.
Потому спасение не наступает... Если "человечность" — это признак
слабости и второстепенности, то мужчина прячет свою душу за щитом
эгоизма и агрессии. И иногда прячет так, что уже не может найти никогда.
Современная психология говорит, что страх — это основа агрессии.
И не обязательно физической. Живя в постоянном страхе быть разобла
ченным женщиной, мужчина часто наносит ей так называемый "превен
тивный удар": удар эмоциональный. Моральный. Или физический. Этим
он и разоблачает себя, доказывая ей свою пустоту.
И тогда она отвлекается наконец от навязанной ей фаллоцивилиза
цией изнурительной погони за несбыточным и начинает открывать в себе
свою естественную природу.
______________________________________________________
Женщины до сих пор умеют, любят и главное — не боятся общаться.
Они делятся чувствами, мыслями и стихами. Они поддерживают друг
друга в беде, вместе плачут и смеются. Дарят друг другу подарки. Дают
житейские советы. Они до самых Марианских впадин открывают друг
другу сердца и души.
291
И, случается, женщины находят в женском обществе столько душев
ного понимания и поддержки, что становятся очень близки друг другу.
Так близки, как никогда не были близки ни с мужьями, ни с детьми,
ни с родителями, потому что женщин не пугает ни глубина, ни правда, ко
торая всегда на их стороне.
В распиаренном мужчинами бытовом понимании под любовью жен
щин друг к другу имеется в виду замещающий вид эротизма, вызванный
отсутствием "нормальной" сексуальности. Конечно же, "нормальной"
в мире фаллоцентризма считается лишь сексуальность, сконцентрирован
ная на фаллосе. Он утверждает, что между женщинами не может быть ни
любви, ни даже дружбы, а настоящей целью их взаимонаправленности яв
ляется разжигание интереса мужчины.
Но когда новые психоаналитики, наконец, поставили в центр внима
ния не мужскую, а женскую природу, они были поражены, насколько она
интенсивна, избыточна и не скована никакими границами. И если для
мужчины природа предназначила служить женщине — то естественная
природа самой женщины не ограничена ничем.
Если, к примеру, представить мужчину Солнечной системой, тогда
женщиной становится вся Вселенная, с созвездием Андромеды, с Боль
шой Медведицей, с бессчетным количеством галактик, солнц и лун внут
ри нее. Она сама не знает своего потенциала. А Солнечная система — это
хоть и неотделимая, но ограниченная часть Вселенной. И лишь потому,
что Вселенная непостижима для человеческого понимания, Солнечная
система не становится ее центром.
По мнению радикальных феминисток, когдато амазонки захватили
несколько греческих островов и основали на них колонии, посвященные
поклонению женским принципам, как позже христианские монастыри по
свящались поклонению мужчине. Это была территория свободных от
мужчин женщин Средиземноморья.
Но историкоархеологические данные доказывают, что амазонкам не
было необходимости захватывать эти острова, потому что культура Кри
та, Сицилии, Родоса, Лесбоса и др. и так была эгалитарной. Социальный
статус женщин был высоким, свобода неограниченной, а имущество на
следовалось по женской линии.
Испокон веков на этих островах, как и в некоторых других областях
Греции, процветал культ бережных чутких отношений, а также интуитив
ных — так называемых "непроникающих" — видов эротизма.
292
Душа — это чувства и больше ничто, таким был девиз свободных жен
щин Средиземноморья. В их мире также бурно развивалось искусство об
щения и утонченной эротики; существовало искусство довести собесед
ницу до оргастического экстаза мелодией, песней, оригинальной мыслью,
тонким разговором. "Женщины любят ушами" — дошло к нам именно из
того времени, в котором процветало устное творчество.
На весь античный мир гремели имена очаровавших его поэтесс и мыс
лительниц: Эринна с острова Родос, Телесилла из Аргоса, Коринна из Бео
тии, Праксилла с Коринфского залива, Анитэ из Аркадии, Носсис из го
рода Локри — это лишь несколько из чудом дошедших до нас имен.
Сегодня эти женские имена известны лишь специалистам и любите
лям античной литературы.
Но есть имя, которое знают почти все. В основном, потому, что фалли
цизм связал с ним то, что сам зачислил в реестр патологий и девиаций,
требующих психиатрической помощи: симптомы интереса женщин друг
к другу (интереса, сконцентрированного не на привлечении мужчин)
фаллическая медицина назвала сафическими, а сам такой интерес полу
чил название сафизма.
Знаменитая Сафо, или Сапфо, была поэтессой песенной лирики —
"мелики" (от "мелос" — "песня"). Хотя, в основном, песни Сафо дошли до
нас в виде цитат в трудах авторовмужчин, но любовь женщин друг к дру
гу была названа ее именем, потому что именно она осталась в истории
первой из последних представительниц женской свободной мысли. Той
безграничночувственной мысли, которую апологеты фаллицизма вскоре
ограничат лишь сексом, потом извратят, а еще позже растопчут, раздавят
и уничтожат.
Сафо родилась около 620 г. до н. э. в Митиленах — крупнейшем из го
родов Лесбоса, от которого и пошло второе название. До нас не дошло
никаких фактов о ее происхождении. При углублении в сохранившиеся
отрывки можно предположить, что родилась она в высокопоставленной
семье, потому что получила блестящее образование. Но опять же, в не
фаллических обществах высокий уровень образования был доступен
всем, так как эти общества не делились по вертикали от безграмотных
рабских низов до элитной верхушки. Эолийцы, к которым принадлежа
ла Сафо, были одним из самых образованных и музыкальных народов
Средиземноморья.
Сафо познала громкую славу еще при жизни. Вся Греция стонала от
восторга перед ее гением, ей ставили статуи, ее лицо чеканили на монетах.
293
"Сафической строкой" был назван тип чередования ударных и безудар
ных слогов ее песен. Ее уважали Алкей, Плутарх и другие великие люди
древности. Мудрый законодатель Солон, услышав на пиру одну из песен
Сафо, воскликнул: "Я хочу выучить это и умереть!".
Поэтической форме Сафо подражал Гораций, высоко ценивший
эолийскую лирику, и "певец страстей" Катулл. Платон произвел ее в "Де
сятые Музы". Овидий в "Науке любви" советовал молодежи изучать пес
ни Сафо. Сократ считал ее своей "наставницей в любви".
А любовь была для Сафо "сладостногорьким чудовищем, от которого
нет спасенья", бездной, стихией. Действие ее поэм происходит у журча
щих прохладных ручьев, среди деревьев священной рощи Богини. Приро
да сливается в них с чувствами, а чувства — с мелодиями. Ее слова пора
жают обнаженной искренностью:
"...Огонь под кожей, звон в ушах,
Нежный огонь разливается в моей груди,
Когда я вижу тебя
И с душой, полной сомнения,
Я безмолвствую..."
По поводу отношений Сафо к женщинам с древности существовали
разные суждения. Вопервых, современницы и современники Сафо счита
ли "непроникающую" чувственность естественной частью жизни. Лукиан
писал в "Диалогах", что женщины Лесбоса действительно предпочитали
утонченный эротизм примитивной физиологии, и Сафо нашла "непрони
кающую проникновенность" в обычаях своей страны, а не изобрела сама.
Вовторых, современные исследователи считают, что хотя Сафо была
лесбийкой всегда, но лесбиянкой ее сделали лишь после смерти. Начало
этому положили афиняне. Они относились к свободе эолийских женщин
с точки зрения своей фаллической реальности. Не понимая смысла поэзии
Сафо, но завидуя ее славе, афинские комики добивались популярности вы
смеиванием стихов "фиалкокудрой" поэтессы, ее жизни и даже внешности.
Позже женское свободомыслие стало виновно во всех проблемах фал
лоцивилизации: "Лесбиянизм способен подорвать стабильность нашего
государства", — говорили афиняне. Эстафету подхватили римляне. "Паде
ние империи начинается с падения женщины". Конечно, с ее падения
в лесбиянизм.
Но на самом деле любовь к природе или музыке не отличается от люб
ви к человеку. По крайней мере, не отличалась в нефаллических общест
вах, в которых акцент ставился не на физиологии, а на отношениях — то
294
есть на бережности и чуткости по отношению и к людям, и к животным,
и к деревьям.
Пол имеет значение лишь для репродукции, не больше. Но если ре
продукция окрашена Отношением, то рождаются хоть люди, хоть быстро
ногие скакуны с самым высоким потенциалом.
Сафо воспевала многогранное чудо женской природы, а вовсе не однопо
лую физиологичность и плотское гомосексуальное влечение. Позже поэтес
су превратили в лесбиянку людские примитивность и невежество, несмотря
на то, что многие из ее сохранившихся строк рисуют ее матерью и женой,
а некоторые, например, "Гимн Афродите", ясно говорят о любви к юношам.
"...Афродита!
Ты помнишь, сколько раз
Ты с трона своего шла на мой зов?
Однажды моим взорам предстала
Твоя колесница, которую влекли быстрые птицы,
И ты опустилась с небесного свода,
Ты хотела тогда, любимая богиня,
Узнать мое горе, исполнить мои желания.
"Сафо", — говорила ты мне, смеясь:
"Моя Сафо, какая обида вызвала твое горе?
Страстью какого неблагодарного юноши хочешь ты завладеть?
Иди! Тот, кто бежал тебя, будет следовать за тобой,
Кто отвергал твои дары, будет их добиваться,
И ища в твоих глазах или своей погибели, или твоей милости,
Твой гордый враг будет дрожать перед тобой!.."
К сожалению, мы не можем в полной мере оценить гений Сафо, пото
му что античная музыка не дошла до нас, а именно эффект сочетания рит
ма слов с мелодией и доводил до экстаза ее слушателей.
Она выражала себя не только в песнях. Сафо возглавляла в Митиле
нах школу риторики, которая была так знаменита, что люди приезжали из
дальних земель лишь для того, чтобы услышать ее. В этой школе учили
размышлять и излагать свои мысли, избегая догм. Позже мужчины назва
ли эту школу "школой гетер".
"Человек есть мера всех вещей" — это было сказано женщинамифило
софами за сотни лет до Протагора, который остался в истории лишь пото
му, что под "человеком" стал подразумевать "мужчину". Позже мужчины
растащили по своим трудам мысли и открытия женщинфилософов, и на
чинили их софистикой.
295
В нефаллических обществах не было истины, единой для всех. Мыс
лительницы учили, что истина у каждого своя, потому что все люди мыс
лят поразному, исходя из своего разного жизненного опыта, и это ведет
к принятию того, что все относительно. Из этой всеобщей относительнос
ти складывается общая картина мира. Потому глупо сражаться друг с дру
гом за одну универсальную истину — ведь ее попросту не существует.
Относительность была основой их мировоззрения. Позже софисты
Протагора за деньги выворачивали ее наизнанку и становились субъекти
вистами, индивидуалистами и скептиками на платной службе фаллицизму.
С их помощью он приспособил древнюю философию для пропаганды
своих ценностей.
При всей ее страстности, в стихах Сафо нет ни вожделения, ни похо
ти. Нигде нет даже намека на физиологичность. Фаллицизм же с помо
щью софистики ставит во главу угла не просто неодушевленного мужич
ка, но неодушевленного мужичка с одушевленным фаллосом. Он воспри
нимает женское равнодушие к фаллосу, даже периодическое, как смер
тельную угрозу своему существованию. И потому наносит "превентивный
удар" по природе жизни — софизмами по сафизму.
Под его ударами изысканное искусство вербального и интеллек
туального эротизма уступило место грубой пошлости. Поцелуй — важ
ный источник интуитивной информации, передаваемой дыханием, вку
сом и запахом (чувствительность губ в 200 раз выше чувствительности
пальцев), — стал карикатурой на себя, вульгарным прикосновением ши
роко открытого рта.
Замученные фаллицизмом люди стали неспособны к интуитивному
эротизму. Фаллическая наука веками постулировала, что настоящий
мужчина (тот неодушевленный мужичок) "должен" осчастливить женщи
ну "мужественностью" фрикций, не прибегая ни к каким другим эротиче
ским воздействиям. И женственная женщина обязана осчастливиться...
Это противоречит законам природы. Когда в XIX веке было определе
но, что почти 90 процентов женщин знают лишь клиторальный оргазм,
для которого мужественность фрикций — что мертвому припарки, тогда
фаллицизм сел в лужу. Ненадолго. Подоспел ушибленный Пегасом
Фрейд и с помощью софистики объявил клиторальность инфантильнос
тью. Подмоченный фаллицизм поднялся и радостно зааплодировал.
Но женская природа живет по своим особым законам, вне зависимос
ти от того, признаются эти законы или отрицаются. Известно, что незна
296
ние законов не освобождает от ответственности, в данном случае, от от
ветственности перед природой.
От природы и было неотделимо творчество средиземноморских жен
щин. С началом классического периода оно сошло на нет. Свободные
поэтессы и мыслительницы цвели в расцентрализованных культурах
и увядали под давлением вертикальной централизующей силы.
В начале III в. до н. э. в Мусейоне — знаменитой Александрийской
библиотеке — аккумулировались папирусы с копиями самых известных
работ. Именно в это время Сафо была признана величайшей лирической
поэтессой всех времен и народов, а ее поэмы канонизированы.
В Мусейоне хранились все Девять Книг Сафо. По сохранившимся
свидетельствам, одна из этих Девяти Книг содержала 1320 рукописных
строк. Все они погибли в огне пожара, уничтожившего другие бесценные
книги Мусейона. Тем не менее, в других библиотеках копии книг Сафо
хранились еще долго.
С наступлением на Европу средневекового мракобесия — примерно
с IX в. — все эти копии исчезли. По легенде, они были сожжены ранне
христианскими фанатиками. Из тех, которые погубили Ипатию. Но ника
кой точной информации о том, кто именно сжег ее книги, до нас не дошло.
Ко времени Ренессанса имя Сафо дожило лишь благодаря мимолетным
упоминаниям в работах авторовмужчин.
Но можно ли верить мужчинам, которые так никогда и не объяснили
нам причин уничтожения книг Сафо и сохранения, например, книг
Гомера?
Гомер жил за несколько веков до Сафо. Протагор жил через полтора
века после нее. Многостраничные труды обоих этих мужчин сохранились,
несмотря даже на то, что книги Протагора сжигались изза их близости
к сафизму. А от поэм Сафо дашло до наших дней 213 фрагментов, и боль
шинство лишь длиной в дветри строки.
Куда же делись ее Книги — все Девять? Был ли эпос Гомера талантли
вее, чем лирика Сафо, или война важнее любви? В школах изучение рус
ской литературы начинается со "Слова о полку Игореве", а мировой —
с "Илиады". Высшие идеалы человечества воплощает военная литература.
Сафо и ее плеяда исключены из школьного курса, потому что читать
о журчащих ручьях и любви неприлично. Прилично читать об оружии
и насильственной смерти.
Это и есть главный убийственный софизм нашей милитаризирован
ной цивилизации.
297
ХХ век не только полностью вернул Сафо ее место в истории, но и от
крыл нам путь к осознанию. Идти по нему в ХХI веке или нет — это наш
выбор. Конечно, нам далеко до безграничного свободомыслия людей
древности — мы по рукам и ногам повязаны фаллической софистикой.
Но настоящая любовь софистике не подчиняется, будь то любовь к миру,
растению, музыке или человеку: в ней главное — отношение.
Это тот главный закон природы, про который забыли, и Сафо — это
доказательство, потерянное во времени. Но истинное никогда не теряется
навсегда, оно возвращается, как трава весной, как почки на деревьях, как
сама жизнь.
И потому все дороги ведут обратно к ней.
"...Музы дали мне
Многомного счастья в моей жизни
И потому, когда я умру,
Я не буду забыта никогда..."
ВашингтонНазад к списку
|
|
|
|
|
|
|