Женская поэзия

Койдула(Koidula) Лидия(Янзен Лидия Эмилие Флорентине)

Оригинал материала находится по адресу:
http://www.facets.ru/articles1/songs_ee.htm
Автор: Юрий Федосов.
Опубликовано: журнал "Грани эпохи", №8, 5 декабря 2001 года.



«Мы при всех трудах находим время вдохновлять разнообразное творчество. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполняется творчеством, и пусть народ поёт. В хорах заключается великая сила гармонии».

Братство. Надземное, 53




Живя в Эстонии, каждый год имею возможность убеждаться в силе этих слов Учения. А когда ко мне приезжают гости, стараюсь показать им все достопримечательности северо-востока Эстонии, в числе которых и парк купца Елисеева в маленьком рыбацком посёлке Тойла, что находится на пути из Нарвы в Таллинн. В этом красиво расположенном парке на певческом поле проводятся ежегодные певческие праздники – зрелище, впечатляющее по своей красоте и звучанию. Собираются хоровые коллективы со всего уезда и поют старинные эстонские народные и современные песни. Но это только часть, своего рода прелюдия к большому событию, которое происходит раз в четыре года – всеэстонский праздник песни и танца.



Конечно, в жизни многих народов песня играет особую роль. Будучи тесно связанной с жизнью и бытом, песня практически неотделима от человеческой природы. Так, по крайней мере, можно смело утверждать об Эстонии, где испокон веков с песней работали в поле и дома, где песня была непременной спутницей всех семейных событий и праздничных дат практически в каждой семье. Однако о хоровом пении, столь широко распространённом здесь, стоит рассказать подробнее.

Нелегко складывалась история эстонского народа. Иноземцы, чьи вторжения активно начались с XIII в., помимо прочего, имели целью утвердить среди эстонских крестьян свою веру, свои традиции и обряды. Однако душа народа научилась сохранять себя во многих проявлениях и наиболее ярко продолжала жить в мелодиях и напевах. Собранное в XVIII веке, одно из крупнейших в мире собраний музыкального фольклора, как раз и свидетельствует об этой удивительной жизнестойкости народного творчества.

История становления, развития и совершенствования хорового пения неразрывно связана с этапами народной жизни. Постепенно среди эстонских крестьян нашли распространение так называемые общинные песни, пропагандируемые гернгутерами или братскими общинами и проповедниками из среды ремесленников. Мало помалу, на смену пению в унисон стал приходить многоголосный хор.

На рубеже XVIII-XIX вв. стараниями наиболее прогрессивно мыслящих жителей этой провинции Российской империи, хоровое пение оказалось на достаточно высоком уровне в приходских школах. А в некоторых местах стали даже проводить совместные праздники песни для нескольких хоров.

Во второй половине XIX в., когда подъём национального движения в Эстонии стал набирать силу, было положено начало эстонской национальной литературе. Огромное значение в этом становлении сыграл Фр.Крейцвальд – составитель эстонского народного эпоса «Калевипоэг» (1857-1861). Его современник, И.Яннсен основал первую газету на эстонском языке (1857), а дочь Яннсена Лидия Койдула воспела отчизну прекрасными стихами. Лидии Койдула суждено было стать и основоположницей эстонского национального театра. Конечно же, в обстановке общенародной тяги к культуре, благоприятную почву нашла идея всеэстонского певческого праздника.

История певческих праздников
«Силы, действующие против друг друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно, в том же направлении, являют сумму этих энергий, и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения. Как люди не могут принять, что этот основной закон физики так же есть основной закон сотрудничества!»

Беспредельность, 833




Для того, чтобы понять чувство, рождаемое звучанием тысячеголосого хора, нужно хотя бы раз в жизни услышать его пение. Но даже услышав такой мощный инструмент, загадкой остаётся природа этого магического действа, не оставляющего равнодушным никого и завораживающего слушателей с первых же аккордов. Магия ли, волшебная ли сила искусства или же акустические законы физики лежат в основе такого эффекта, но к хоровому творчеству отношение в Эстонии особое.

Идея проведения певческого праздника была заимствована у музыкальных празднеств в Швейцарии и Германии, а также, немецких хоровых праздников, которые проходили в Таллинне в 1857 г. и Риге в 1861 г. В 1865 году Яннсен выступил инициатором обращения певческого общества «Ванемуйне[i]» к генерал-губернатору Прибалтики за разрешением ознаменовать в 1869 г. песенным праздником 50-летие «дарования свободы эстонскому народу»[ii]. Разрешение было получено и на первый общенациональный праздник в июле 1869 года в городе Тарту собралось 46 мужских хоров общей численностью 789 певцов и пять духовых оркестров – всего 56 музыкантов. Главными дирижёрами праздника стали Янсен и Кунилейд-Зебельман. Этот праздник мог быть ещё более представительным, если бы не одно обстоятельство – спор между двумя группами интеллигенции возглавляемыми И.Яннсеном и К.Якобсоном. Суть спора касалась того, следует ли разрешить к исполнению на празднике эстонские народные песни? Кроме того, Якобсон ратовал не только за народную песню, но и за то, чтобы допустить к участию в празднике женщин, т.е. те смешанные хоры, в которых принимали участие и женщины. Участие женщин в первом празднике песни отстоять не удалось, но зато накануне праздника на свои деньги Якобсон издаёт сборник народных песен и рассылает его хорам. Всё же его стараниями удалось включить в программу праздника две песни современных авторов на слова Лидии Койдула, музыка Кунилейда-Зебельмана. Споры вокруг репертуара продолжались потом ещё многие годы... Но - вернёмся к первому празднику.

Участники и гости стали собираться за несколько дней до начала долгожданного мероприятия. В крестьянских телегах и пешком, по дорогам ведущим в город Тарту, люди шли издалека, неся вместе с дорожным запасом еды пищу духовную - ноты. Через сто лет после начала в одной из брошюр, посвящённых вековому юбилею, тот первый всеэстонский певческий праздник описывается так:

«Об открытии первого всеэстонского праздника песни возвестили с колокольни звуки рожков. Вслед затем началось праздничное шествие. Три дня длился праздник. В репертуаре, исполняемом крестьянами, бывшими в недавнем прошлом ещё крепостными, имелись также произведения Бетховена и Моцарта. К удивлению городских господ крестьяне, одетые в домотканую одежду, превосходно справились с мировой классикой. Настоящий восторг вызвали песни первого местного композитора А.Кунилейда-Зебельмана, в которых впервые перед широкими народными массами прозвучала одухотворённая отечественная лирика Лидии Койдула. Лидия Койдула для эстонцев - это то же, что Пушкин, Байрон, Гёте, Петёфи, Мицкевич для своих народов. Уже с первого певческого праздника песня Л.Койдула «О родина, любовь моя» заняла особое место в репертуаре певческих праздников и исполняется неизменно до сих пор. В программе были также две финские и одна чешская песня. Это предвещало, что на следующих праздниках песня перешагнёт узкие национальные границы. Первыми зарубежными гостями на певческом празднике были представители финского и венгерского народов. 15 тысяч зрителей слушали концерт с истинным восторгом».

Через четыре года (в 1873 г.) примеру Эстонии последовали латыши, а в 1884 году традиция проведения певческих праздников была положена в Финляндии. Таким образом «эхо» эстонского хорового пения прозвучало за пределами самой Эстонии.

Спустя сто лет после начала на певческом празднике в Таллинне в 1969 году в составе смешанного хора на открытии пело 7 тысяч 200[iii] человек. Всего же в празднике приняло участие 26480 исполнителей. В Таллинне праздники проводятся с 1880 года. А в 1960 году была построена певческая эстрада уникальной конструкции[iv].

Досуг, как и прежде, наполняется творчеством и народ поёт в хоре, ибо в единении заключена великая сила и гармония. Эта прекрасная традиция продолжает жить вместе со своим народом и поныне.





Примечания:

[i] В названии общества использовано имя одного из богов эстонской мифологии – старика-песенника Ванемуйне, который своим пением и игрой на каннели пробуждал цветы , шелест листвы на деревьях и пение птиц


[ii] Отмена крепостного права в Эстонии произошла раньше чем на основной территории Российской империи.


[iii] Самый большой смешанный хор (15430 мужчин, женщин и детей) одновременно пел в Таллинне в 1933 году.


[iv] Архитекторы А.Котли, Х.Сепман и Э.Паальманн. По их проекту, точно такие же эстрада была построена в столице Литвы - Вильнюсе

 

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker