Женская поэзия

Набиева Ирина (Россия)

Нава Нери Пас (Боливия)

Нагродская Евдокия (Россия)

Надира (псевдонимы Макнуна, Камила) (наст. имя Махлар-айим) (Узбекистан)

Надия Алиф (Иордания)

Назарова Светлана (Казахстан)

Нандунду Нгола (Ngola Nandundu) (Ангола)

Наппельбаум Ида (Россия)

Наппельбаум Фредерика (Россия)

Натаван(Натеван) Хуршид-бану Мехтикулихан кызы, псевдоним Хан-кызы, (Khurshidbanu Natavan) (Азербайджан)

Негри Ада (Ada Negri) (Италия)

Недельская Елена (Россия - Китай (Харбин))

Некрасова Ксения (Россия)

Немцова Божена (Bozena Nemcova) (Чехия)

Нерис (Бачинскайте-Бучине) Cаломея (Neris Salomea) (Литва)

Нестерова Галина (Россия)

Нестерова Люция (Россия (Якутия))

Николаева Елена (Россия)

Николаева Олеся (Россия)

Николаевская Елена (Россия)

Никулина Ольга (Россия, Якутия)

Ноай Анна Элизабет, графиня Матьё де, урожденная принцесса Бранкован (Noailles Anna Elisabeth, comptesse Mathieu de) (Франция)

Носсида (Античная Греция, Локрида)

Нула Ни Гоннал (Nuala Ni Dhomhnaill)(Nula ni Gonnal) (Ирландия)

Нургишева Айнара (Россия)

Нурпеисова Дина (Дина Нұрпейісова) (Казахстан)

Няголова Елка (Болгария)

Надира (псевдонимы Макнуна, Камила) (наст. имя Махлар-айим)

Оригинал материала находится по адресу:
www.nadira-tiv.narod.ru/index0.html


ПОЭЗИЯ НАДИРЫ (1792-1842)






Махлар-айим Надира - видная поэтесса, занимающая особое место в узбекской литературе первой половины XIX века.

Надира родилась в 1792 г. в г. Андижане. В юности она получила хорошее образование, изучала книги по истории и литературе не только на родном, узбекском, но и на персидско-таджикском языках. Большая часть жизни поэтессы прошла в Коканде в придворных кругах. Когда Надире было тридцать лет, умер спутник ее жизни Умархан. Последующие годы жизни поэтесса провела в среде любителей и покровителей литературы.

Продолжая давнюю традицию родной поэзии. Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. На родном языке она писала под тахаллусами (псевдонимами) "Надира" и "Камила", персидско-таджикские подписывала тахаллусом "Макнуна". В ее рукописных диванах встречаются различные жанры лирики - газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько "Песен разлуки". Все эти произведения получили широкую известность в народе и включались во многие рукописные сборники прошлого века.

В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в культурной жизни как покровительница искусств. Она оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов.

В своем творчестве Надира продолжала традиции таких великих поэтов как Навои и Бедил, воспевая любовь к человеку, раскрывая его духовную красоту. Надиру привлекал также сатирический дух тех произведений Навои, в которых обличаются невежество и суеверие. Поэтесса наблюдала за происходящими событиями, осуждала пороки.

В творчестве Надиры ярко проступает одно существенное его свойство: поэтесса неизменно внимательна к жизни женщин, своих современниц, придавленных жестокими положениями ислама, она возносит похвалы красоте, доброте женщин, воспевает их стремление к светлым дням будущего.

Надира стремится защитить права женщин, призывает к справедливости и человечности. Ей ненавистны времена, когда "любимый безучастен, счастье изменчиво, стоны безответны". В газелях Надиры отражены идеалы дружбы, верности и преданности. Надира утверждает, что "не ведающий любви - не человек", называет свой диван "Зерцалом любви" и в своем "Свитке счастья" высказывает веру в то, что "сердца влюбленных просветляются, если они согласуются с самой сутью сотворенного".

Стихи Надиры отмечены теми прогрессивными тенденциями узбекской литературы, которые характерны для первой половины XIX в. Надира - незаурядная поэтесса, способствовавшая вместе со своими современниками - собратьями по перу Мунисом, Агахи, Хазыком, Гулхани, Гази, Увайси и Махзуной развитию и обогащению поэзии своего времени. Творчество Надиры проложило путь формированию прогрессивного направления в узбекской поэзии этого периода. Современники и последователи Надиры под влиянием ее поэзии создали прекрасные образцы художественного творчества. Жившая на рубеже XIX и XX вв. поэтесса Дильшад писала: "Песнь моя созвучна стихам Надиры, и да поём мы с ней согласно".

Жизнь Надиры оборвалась трагически. Это произошло в эпоху феодальной раздробленности страны, эмирско-ханских междоусобных распрей. В 1842 г. поэтесса вместе со своими сыновьями - Мухаммадали и Султан-Махмудом была зверски убита бухарским эмиром Насруллой. Творчество поэтессы оставило неизгладимый след в узбекской литературе. Надира мечтала о светлом будущем и звала к нему своих современников: "Я мечтаю о том, как взойдет солнце нашего счастья и наступит конец мраку темницы".
 

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker